Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Что нужно знать авторам онлайн-курсов о платформах МООК?

14.11.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Создание онлайн-курсов, в частности, МООК (массовых открытых онлайн-курсов) – одно из перспективных направлений развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ. В течение нескольких последних лет в университете создавалась теоретическая база для реализации этого направления (см. материалы 1, 2, 3, 4), а весной 2019 года были сделаны первые практические шаги, а именно, проведён Конкурс на создание МООК среди преподавателей КНИТУ-КАИ  (5, 6). Важно, что «команда» разработчиков онлайн-курсов КНИТУ-КАИ не ограничивается победителями Конкурса. Так, интерес к технологии создания образовательного контента для онлайн-курсов был проявлен со стороны преподавателей КНИТУ-КАИ в связи с приобретением оборудования для самозаписи учебного видео  – Jalinga  Studio; многие преподаватели изъявили желание пройти обучение по (дистанционной) программе повышения квалификации «Разработка онлайн-курсов для дополнительных профессиональных программ».

В данной публикации (и в последующих материалах рубрики) мы хотели бы обратить внимание преподавателей КНИТУ-КАИ на некоторые принципиальные моменты, которые необходимо учитывать при работе над курсами онлайн-формата.

Различаются ли требования к онлайн-курсам и условия их размещения на российских и международных онлайн-платформах?

Да, и различия эти очень существенны – их необходимо учитывать уже на этапе подготовки к созданию онлайн-курса. Перед проведением (упомянутого выше) Конкурса Отделом ЭТвО была проведена большая аналитическая работа по изучению и сравнению требований, выдвигаемых со стороны МООК-платформ к размещаемым на них онлайн-курсам. Были тщательно изучены такие популярные платформы как Coursera, EdX, Udemy, Stepik и Национальная платформа «Открытое образование». Выяснилось, что эти платформы предъявляют разные требования к онлайн-курсам в отношении целого ряда критериев, а именно:

  • структуры, объёма и содержания курсов –  регламентируется содержание модулей и отдельных элементов курса, устанавливаются обязательные объекты;
  • методики обучения –  регламентируются методы и средства достижения целей обучения;
  • технических характеристик –  регламентируются (иногда очень жёстко) параметры текстографических и аудиовизуальных материалов курсов, выдвигаются требования по наличию отдельных версий онлайн-курсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху;
  • мониторинга процесса обучениярегламентируются способы проверки и оценивания результатов обучения,  степени достижения заявленных целей и задач обучения, способы организации обратной связи, проведения опросов слушателей и т.д.;
  •  финансовых условий размещения и сопровождения онлайн-курса на платформе (следует заметить, что многие площадки взимают разовую плату за размещение курса (так, например, стоимость размещения первого курса на Национальной платформе «Открытое образование» составляет 500 000 р., а каждого последующего – 300 000 р.) плюс ежегодная «абонентская плату» за поддержку каждого курса платформой).

Следовательно, перед началом проектирования онлайн-курса автору необходимо изучить требования платформ (см. 8, 9, 10, 11, 12), принять решение относительно выбора платформы и в дальнейшей разработке ориентироваться на требования именно этой платформы.

Принято ли решение о размещении МООК КНИТУ-КАИ, над которыми работают победители Конкурса?

Да. Находящиеся сейчас в процессе проектирования онлайн-курсы: «Компьютерное моделирование» (автор: проф. каф. ПМиИ С.В.Новикова), «Технология интегральных конструкций из композитов» (коллектив авторов во главе с зав. каф. ПЛА В.И.Халиулиным) и «Материаловедение. Технология  конструкционных материалов» (автор: проф. каф. МСиПБ Т.А.Ильинкова) будут размещены на платформе Stepik.

Немаловажную роль в выборе платформы сыграл тот факт, что на Stepik можно создавать онлайн-курсы бесплатно, причём сделать это может любой пользователь платформы. Этот вариант предусматривает, что курс будет доступен (также бесплатно) для поиска и записи всем пользователям платформы. За сопровождение такого курса (как и за создание) плата со стороны Stepik не взимается – ни с авторов, ни с обучаемых.

Нужно сказать, что существуют и другие (уже платные) варианты создания курса на Stepik – однако на данный момент первый вариант представляется более предпочтительным.

Какие ещё преимущества платформы Stepik повлияли на сделанный выбор?

Действительно, платформа Stepik довольно дружественна к пользователям – как к авторам курсов, так и к обучаемым. Так, всем преподавателям и организациям помимо возможности размещения и проведения курсов, Stepik предлагает

  • методическую помощь при создании онлайн-курсов.
  • техническую поддержку работы на платформе.
  • размещение в категории «Популярные курсы» (если курс открыт и на него записалось не менее 20 пользователей);
  • помощь в распространении информации о курсе (в рассылках от Stepik,  соцсетях, статьях и дружественных сообществах) — если на курс записалось более 1000 человек и оценка курса по отзывам слушателей – более 4,8;
  • доступ к автоматической выдаче сертификатов — при числе пользователей более 500, отсутствием отрицательных замечаний от них и соблюдением рекомендаций Stepik;
  • запись в профессиональной видеостудии Stepik в Санкт-Петербурге.

К сожалению, рамки публикации не позволяют нам ответить на все вопросы преподавателей КНИТУ-КАИ относительно создания и использования онлайн-курсов, однако коллектив ОЭТвО всегда готов проконсультировать всех желающих. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

 

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от  21.09.2018.

2. Семь жизней онлайн-преподавателя  // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 21.10.2018.

3. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.02.2019.

4. Онлайн-образование в России: быть в курсе тенденций // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от  20.09.2019.

5. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.

6. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.

7. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.09.2019.

8. Quality Assurance in Coursera Courses (на англ. яз.).

9. EdX МООК development checklist (на англ. яз.).

10. Udemy Course Quality Checklist (на англ. яз.).

11. Условия сотрудничества с площадкой Stepik

12. Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КАИсты побывали на образовательной экскурсии в Саровском НЦФМ

27.04.2024

Мероприятие инициировал индустриальный партнер ПИШ «Комплексная Авиационная Инженерия» - РФЯЦ-ВНИИЭФ

Образовательные подразделения КАИ активно занимаются профориентацией

27.04.2024

В Чистопольском филиале «Восток» университета состоялся День науки, а представители ФМФ провели лекции для школьников

КНИТУ-КАИ и Судостроительная Корпорация «Ак Барс» укрепляют связи

27.04.2024

В Зеленодольске с представителями вуза встретился генеральный директор корпорации

Ученый КНИТУ-КАИ сделал анализ защиты БпЛА в нештатных условиях

27.04.2024

Профессор кафедры компьютерных систем Вадим Райхлин представил доклад на Республиканском научном семинаре «Методы моделирования»

Иностранные студенты КНИТУ-КАИ востребованы в группе «Аэрофлот»

26.04.2024

За два года сотрудничества с вузом в ООО «Аэрофлот Техникс» прошли практику 24 студента КАИ, в том числе 19 иностранцев

КАИ и БГТУ договорились о совместной подготовке специалистов по БпЛА

26.04.2024

Соответствующее соглашение было подписано в Минске во время делового визита делегации КНИТУ-КАИ

«Умников и умниц» наградили дипломами и памятными подарками

26.04.2024

Завершился конкурс-викторина «Знаешь ли ты Alma mater?»

Мяч мужской сборной КАИ по регби стал серебряным

26.04.2024

Завершился финальный тур Чемпионата студенческой регбийной лиги Татарстана

Аспирантка КНИТУ-КАИ стала одной из лучших на конференции МФТИ

26.04.2024

Работа Марии Орловой, представляющей кафедру лазерных и аддитивных технологий вуза, отмечена среди 17 докладов секции ВТМ