Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Разработка новой модели распределения бюджетных мест в вузах

06.08.2019

В Москве прошло заседание рабочей группы по подготовке новой модели расчета и распределения контрольных цифр приема в вузы.

В заседании межведомственной рабочей группы, которое состоялось в НИУ ВШЭ, приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк.

В основу обсуждения, участниками которого стали представители вузов и отраслевых министерств, легла модель расчета контрольных цифр, подготовленная Министерством науки и высшего образования РФ с учетом предыдущих предложений рабочей группы. О ее принципах и основных параметрах рассказал директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук.

Распределение контрольных цифр происходит в два больших этапа. На первом необходимо установить общий объем бюджетных мест (исходя из госгарантий и численности выпускников школ), их разбивку по укрупненным группам направлений и специальностей и по регионам. Здесь важна роль центров ответственности – министерств и ведомств, отвечающих за отраслевую подготовку, а также роль регионов, в которых происходит создание рабочих мест и трудоустройство подготовленных специалистов.

При региональном и отраслевом распределении бюджетных мест предлагается учитывать данные о трудоустройстве по той или иной специальности за последние три года в конкретном регионе. В то же время некоторые члены рабочей группы считают, что более репрезентативными будут сведения о заработках — они учитывают и тех выпускников, кто не трудоустроен официально или находится на самозанятости.

Как звучало на совещании, говоря о спросе на рынке труда, необходимо помнить и о том, что он покрывается не только выпускниками-бюджетниками. «Мы понимаем, что разные специальности, как и разные регионы, различаются в плане привлекательности и возможностей коммерческого обучения», – заметил Андрей Омельчук.

Заместитель проректора ВШЭ Юлия Лежнина в связи с этим обратила внимание на еще одну проблему — недофинансирования отдельных направлений подготовки, очень популярных у абитуриентов. Конкурс на таких направлениях или специальностях оказывается настолько высоким, что абитуриентам даже с очень хорошими баллами приходится идти на платные места (характерный пример – востоковедение). А на другие направления спрос заметно ниже, а бюджетных мест относительно много. В результате там бесплатно могут учиться абитуриенты с невысокими баллами.

Второй этап распределения контрольных цифр – конкурс между вузами. Они направляют заявки на то количество бюджетных мест, которое считают для себя необходимым. Но как совместить эти запросы, не выйдя за пределы общих контрольных цифр? Предлагается удовлетворять аппетиты вузов не пропорционально, а последовательно – от лучших вузов вниз по списку. Критерии такого ранжирования вузов также являются предметом дискуссии. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что более гибким подходом было бы не присваивать каждому вузу индивидуальный рейтинг, а объединять их в группы.

На обсуждение было вынесено предложение выделить до 10% от общего числа бюджетных мест лучшим вузам на федеральном уровне, а оставшиеся – распределять на региональном уровне. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил сохранить нынешний баланс: 30% на 70%.

Участники совещания также высказались за предоставление ведущим вузам большей гибкости при распределении контрольных цифр – делать это не по стандартной схеме с почти 60 укрупненными направлениями подготовки, а в рамках более общих направлений: по естественным, экономическим, гуманитарным наукам и т. д. Также предложено установить минимальное количество мест, которое может быть выделено каждому вузу по отдельному направлению подготовки, например, не менее 50 мест на массовых направлениях и не менее 25 – на остальных. 

Все высказанные в ходе обсуждения рекомендации будут обобщены и представлены в Минобрнауки России для доработки новой модели распределения контрольных цифр. Ее внедрение планируется начать в 2021 году, оно будет постепенным. Окончательный переход на новую модель предполагается завершить в 2025 году.

Использованы фотоматериалы пресс-службы НИУ ВШЭ


Автор:
По материалам пресс-центра Минобрнауки РФ
Источник:
https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1720

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Авиамодельный сезон – 2024 открыт!

11.05.2024

КНИТУ-КАИ принял участие в празднике неба, авиации и инженерной мысли

Поздравление ректора КНИТУ-КАИ Тимура Алибаева с Днем Победы

09.05.2024

Сердечно поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

Колледж информационных технологий взял Гран-при Студвесны-2024!

08.05.2024

Колледж информационных технологий КНИТУ-КАИ в третий раз получил Гран-при крупного республиканского фестиваля

КАИсты стали частью благодарного коридора для ветеранов ВОВ

08.05.2024

Более 40 студентов ИРЭФ-ЦТ выстроились в живой коридор, приветствующий ветеранов Великой Отечественной в центре Казани

За несколько часов до Парада!

08.05.2024

Студенческий медиацентр посмотрел, как курсанты военного учебного центра КНИТУ-КАИ готовятся к празднованию 9 мая в Казани

Студенты почтили память легендарного танкиста

08.05.2024

Вернувшись с фронта, Герой Великой Отечественной войны Рустэм Халитов поступил и окончил моторостроительный факультет КАИ

Преподаватель КАИ реализует нестандартные подходы к изучению истории

08.05.2024

Доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Юлия Шагбанова привлекает к участию в своих лекциях философов и музыкантов

Immortal Regiment: на английском – о родных

08.05.2024

Внутривузовский конкурс презентаций «Immortal Regiment (Бессмертный полк)» выявил лучших

Во имя мира

08.05.2024

В преддверие Дня Победы в КНИТУ-КАИ прошел показ спектакля «ПоZывной «Победа» литературно-музыкального театра «Реплика»