Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

К 100-летию со дня рождения Павла Васильевича Семенихина

19.07.2019

П. В. Семенихин – выпускник КАИ 1943 г., декан факультета двигателей летательных аппаратов в 1964-1971 гг.

В июле 2019 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Павла Васильевича Семенихина (19.07.1919 – 19.06.2016), выпускника КАИ 1943 года, декана факультета двигателей летательных аппаратов (1964-1971 гг.).

Павел Васильевич родился 19 июля 1919 года в городе Бузулук (ныне Оренбургской области, в те годы – Самарской губернии) в бедной семье. В годы Гражданской войны в тех краях был голод. Маму он свою не помнил, она очень рано умерла, и сам он выжил чудом. После смерти отца жил в пустом родительском доме, нанимался на любую работу, полол огороды, зарабатывал совсем немного, голодал, тогда ему было всего десять лет. Как вспоминал сам Павел Васильевич в своей книге «Размышления о прошлом, войне и КАИ» жизнь его была похожа на «пропащую жизнь» Ваньки Жукова из произведения А. П. Чехова. Но с самого раннего детства он мечтал быть летчиком. В это время во всех газетах и журналах прославляли советских летчиков и их рекордные полеты. Павел Васильевич вспоминал: «В том, что после школы я пойду учиться в авиационный институт, у меня не было никаких сомнений. Еще когда я жил в Хабаровске, на стадионе увидел В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова... Их выступление и вид блестящих офицеров, командиров Советской Армии, не могли не повлиять на мальчишек того времени… Мечта стать летчиком и военным была у каждого…»

В 1938 году Павел Семенихин поступил в КАИ. В это время в институте был один самолетостроительный факультет, и принимали в институт всего 100 человек. Будучи студентом, он занимался еще и в аэроклубе, где обучали аэромеханике и летному мастерству.

О начале Великой Отечественной войны есть воспоминания самого Павла Васильевича: «Для меня лично война началась так. Я был на аэродроме: в это время я уже был инструктором аэроклуба и летал с курсантами. Было воскресенье, и мы целый день летали. Связи, рации в самолетах тогда не было, и когда я приехал домой, в это время по радио выступал В. М. Молотов. Так я узнал, что началась война. На другой день нам объявили, что нас, весь третий курс, мобилизуют: двигателистов на моторостроительный завод, а самолетчиков на авиационный».

 

 

Осенью 1941 года КАИ была поручена сборка гвардейских минометных установок «Катюш». В связи с этим в конце октября около тридцати студентов института, в том числе и Павел Васильевич, были отозваны с завода для выполнения этой работы. Была создана специальная группа, в которую входили слесари, инженеры, мастера, которая собирала «Катюши» в спортивном зале, во дворе первого здания КАИ. Сборка «Катюш» продолжалась до апреля 1942 года. Потом их производство перевели на заводы, а работа была высоко оценена специалистами. Затем студентов вновь направили на заводы.

В 1943 состоялся первый выпуск моторостроительного факультета, в их числе был и Павел Васильевич. Свою трудовую деятельность он начал в КАИ в 1943 году, будучи еще студентом. Сначала был инженером в лаборатории НИС, затем в 1944 году – преподавателем кафедры конструкции двигателей.

Основным научным направлением для Павла Васильевича после войны стало создание и испытание двигательных установок для астрофизической станции «Сатурн» аэростатного исполнения, разрабатываемой по решению правительства СССР.

Павел Васильевич стал ученым в области двигателей летательных аппаратов. В 1951 году защитил диссертацию, получил степень кандидата технических наук, а затем звание и должность доцента кафедры конструкции двигателей (1953 – 1965 гг.).

В 1957-59 гг. он был командирован в КНР, где преподавал в Пекинском авиационном институте и Сианьском политехническом университете. В этот период им был написана монография «Конструкция и расчет газотурбинных двигателей», на базе которой в Китае в 1960 году был издан учебник.

В этот же период также Павел Васильевич занимал должность Советника по реактивным двигателям при Министерстве обороны КНР.

 

 

После возвращения из Китая возглавлял моторостроительный факультет КАИ, был доцентом кафедры специальных двигателей (1965 – 2000 гг.), профессором кафедры автомобильных двигателей и сервиса (с 2000 года).

За многолетний труд Награжден девятью медалями СССР, орденом «Дружба» КНР, грамотами министра обороны.

Сотрудники Музея КАИ И. А. Дружинина, Г. И. Канчурина, Е. Е. Кизима


Автор:
Музей КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Студенты предложили проекты по оживлению бизнес-модели KAI GIFT STORE

06.05.2024

Подведены итоги конкурса для КАИстов по разработке эффективного управления сувенирным магазином КНИТУ-КАИ

«Китобулки» - лучшая команда фестиваля «Энерго-весна»

06.05.2024

Студенты Колледжа информационных технологий КАИ отличились на интеллектуальном ристалище

Команду КАИ отметили за креативность

06.05.2024

Завершился Всероссийский этап студенческой олимпиады по безопасности жизнедеятельности

Небесные ласточки

06.05.2024

Несколько фактов из биографии Героя Советского Союза Магубы Сыртлановой

Не стало Роберта Рамазановича Бикмухаметова

06.05.2024

Скончался один из старейших преподавателей кафедры компьютерных систем

СУНЦ пригласил к себе педагогов поделиться опытом

03.05.2024

В Инженерном лицее-интернате КНИТУ-КАИ собрались учителя математики со всей страны

«ЧерМет» - Веселый Роджер КАИ

03.05.2024

Каёвская команда «ЧерМет» отыграла в финале XX студенческого Чемпионата России по игре «Что? Где? Когда?» на ВДНХ

Студентка КАИ пройдет стажировку в Минобрнауки РФ

03.05.2024

Камилла Галимова получит новые профессиональные компетенции для государственной гражданской службы

Когда «кукурузник» дороже истребителя

03.05.2024

Благодаря особой тактике применения маленькие фанерные бипланы У-2 / По-2, сделанные в Татарии, стали ночным кошмаром гитлеровцев