В канун Международного женского дня 8 марта мы вспомним историю первой выпускницы вуза – Александры Парвицкой
Этим рассказом мы начинаем цикл о десяти выпускниках КАИ, получивших самые первые дипломы молодого вуза. В 2024 году этому событию исполняется 90 лет.
Александра Александровна Парвицкая – одна из тех, кто стоял у истоков постройки первых казанских самолетов. Одно время она руководила опытно-конструкторским бюро института (ОКБ КАИ), трудилась на казанском заводе №169, ставшим площадкой для создания современного КВЗ. А еще она известна как первая выпускница КАИ – единственная девушка из знаменитой десятки окончивших институт в 1934 году.
К сожалению, фактов биографии Александры Александровны сохранилось не очень много. По информации историка Равиля Вениаминова, опубликованной на его личном сайте, Парвицкая принимала участие в изменение конструкции первоначального варианта самолета КАИ-1. Она же в числе первых выпускников института – Максимова В.В., Одинокова Ю.Г. и Якубовича Ю.Л. вошла в 1934 г. в состав ОКБ КАИ, первоначально располагавшемся в 1-м здании. На тот момент в бюро уже трудились инженеры из Новочеркасска, а к 1935 году в ОКБ насчитывалось уже около пятидесяти человек.
В том же 1935 году началось проектирование самолета КАИ-4/ДКЛ (двухмоторного, краевого, линейного) для пассажирских перевозок на короткие расстояния. Трехтонная машина деревянной конструкции с убирающимися шасси отвечала всем требованиям того времени. Два пилота и десять (по другим данным – шесть) пассажиров комфортно размещались в фюзеляже, который имел даже туалет. Конструкция позволяла использовать самолет как в грузовом, так и в бомбардировочном варианте.
А в августе 1937 года машина под руководством Александры Парвицкой была построена в 18-м цехе завода № 124 (ныне Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). Тогда же начались и полеты. Испытывал ДКЛ c опытными моторами МГ-31 конструктора Коссова М.А. и мощностью в 300 л.с., «каевский» летчик Баймасов.
При этом испытаниями ДКЛ пришлось полностью руководить именно первой КАИстке: весной 1937 года начальник ОКБ КАИ – завкафедрой конструкции самолетов Зельман Ицкович – ранее ведущий инженер ОКБ главного конструктора Калинина, приехавший с Харьковского авиазавода – был командирован в Париж для ознакомления и покупки легких самолетов «Кодрон-Рено». За него осталась молодая Саша Парвицкая.
После работы в ОКБ Александра Александровна Парвицкая перешла на завод № 169 – предтечу современного Казанского вертолетного завода. Но с КАИ ее связывали самые возвышенные и патриотические воспоминания.
Например, в своих стихах она писала:
«… разъехались в далекие края:
Холодный север, дальняя Сибирь,
Юг и восток гористый –
Везде, где есть Советская земля,
Успешно трудятся КАИсты
И грудь их - украшают ордена».
(авторская стилистика, орфография и пунктуация сохранены).
- Автор:
- Пресс-служба