«Росатом» открыл в «Алабуге» два предприятия. Первое работает ещё с 2015 года. На нём производят углеродное волокно.
А вот новый завод делает сырьё - полуфабрикат для углеволокна - ПАН-прекурсор. Производство, которое обеспечивает углеволокном всю Россию, находится в ОЭЗ «Алабуга» - в ноябре здесь заработал новый завод Umatex. До открытия производства суперматериал приходилось покупать за границей.
Sntat выяснил у специалистов, насколько востребовано углеродное волокно.
Углеволокно или карбон (от слова «carbone» - углерод) - это лёгкий материал из нитей тоньше волоса и прочнее стали, состоящий из атомов углерода. Из углеволокна делают ткани, затем пропитывают затвердевающими смолами - например, эпоксидной. Получившийся материал - углепластик - находит применение везде: в самолетах, автомобилях, кораблях, в энергетике, строительстве и спорте. Из углеволокна делают космические корабли, крылья для самолётов, медицинские кресла и даже лыжи.
Он лёгкий, прочный и устойчив к коррозии.
В России карбон для гражданских целей начали применять недавно. Однако с оборонкой все было иначе. Еще в 1960-е стало понятно, что нужны новые материалы - без них не удастся конкурировать с США. Углеволокно использовали в авиации, атомной промышленности. Без него ракетостроение и космонавтика не смогли бы развиваться. Так, в системе «Энергия-Буран» применялось более пяти тонн углепластика.
«Углеродное волокно использовали с 1970-х, в основном ракетчики. Тогда у СССР был паритет с Западом по этому вопросу. Только несколько стран, кроме нас, владели технологией производства углепластиков - США, Франция и Великобритания. Но с 80-х годов отрасль у нас перестала развиваться, потом наступили 90-е. В результате к «нулевым» наши углепластики стали уступать зарубежным по механическим характеристикам, а ещё оказались дороже - из-за устаревшей технологии производства. Объёма же хватало только на военное производство», - объясняет Sntat доцент кафедры производства летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, сотрудник Центра композитных технологий КНИТУ-КАИ Владимир Батраков.
До санкций Россия закупала углепластик за рубежом – в основном в Германии и в Японии.
Санкции изменили положение вещей. В 2019 году правительство и «Росатом» подписали соглашение о работе с новыми материалами, в число которых входит и углеволокно.
Сегодня российскому рынку требуется до 500 тонн углеволокна ежегодно. «Алабуга» производит 1,7 тысячи тонн, что позволяет даже экспортировать излишки. Есть и возможности для расширения производства до 2 тысяч тонн.
Из углепластика делают и крылья для среднемагистрального самолета МС-21 - они получаются легкими и прочными. Именно потому, что при изготовлении крыла используют карбон, его называют «черным».
Когда заработал завод Umatex, «черное крыло» для МС-21 стали делать из отечественных композиционных материалов. Также волокно Umatex применяется в российском авиационном двигателе пятого поколения ПД-14, в новых вертолетах, беспилотниках и многом другом.
- Источник:
- https://sntat.ru/news/vozrozdenie-karbona-tatarstan-stanet-rodinoi-supermateriala-budushhego-5834447