Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт!

19.04.2019

Материал подготовлен Отделом электронных технологий в образовании в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Внедрение онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ, до недавнего времени составлявшее предмет оживлённых дискуссий [1–3], начинает приобретать более конкретную форму. К настоящему времени определились авторские коллективы и названия онлайн-курсов, которые они будут создавать. На состоявшемся 10 апреля 2019 года совещании руководителей и членов авторских коллективов с проректором по образовательной деятельности и воспитательной работе Алексеем Лопатиным и сотрудниками Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) был утверждён план-график работ по реализации первого этапа жизненного цикла Массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – подачи заявки на Конкурс по созданию онлайн-курсов.

Здесь и в последующих материалах рубрики мы будем освещать ход реализации процесса создания МООК в КНИТУ-КАИ и отвечать на вопросы, наиболее часто возникающие в этой связи у преподавателей университета.

Как будет организован контроль разработки МООК в КНИТУ-КАИ?

На упомянутом выше совещании было решено осуществлять координацию и мониторинг всех видов работ по созданию МООК в КНИТУ-КАИ с помощью специально созданного с этой целью электронного курса в MOODLE «Организационная площадка для создания МООК» [4]. Ближайшие задачи на данный момент – это:

  1. Заполнение заявки (Формы 1 и 2) – сведений о разрабатываемом МООКе и о его авторах;
  2. Подготовка к записи (составление сценария) пробного видео для МООКа.

Каждая задача имеет свои дедлайны и контрольные точки: для первой задачи это 15, 19 и 24 апреля, для второй – 17, 24 и 30 апреля соответственно.

Наличие электронного курса делает весь процесс производства МООК совершенно прозрачным и удобным для контроля – как методического, со стороны Отдела ЭТвО, так и административного, со стороны проректора по ОД и ВР.

Отличается ли проектирование МООК от проектирования электронного курса для поддержки очного обучения (например, в Blackboard)?

Да, отличается, и принципиально. Но сначала нужно сказать о том общем, что характерно и для курсов в поддержку очного обучения, и для онлайн-курсов. Современные образовательные стандарты предусматривают не «знаниевый» (как было ещё в недавнем прошлом), а компетентностный подход, ставящий во главу угла результаты обучения. Именно от ожидаемых результатов обучения должно начинаться проектирование курсов – и это в обоих случаях. Однако способы достижения этих результатов, способы выстраивания образовательной траектории кардинально различаются при веб-поддержке обучения и при обучении онлайн. Отсюда и различия в методике и технологии проектирования курсов.

В упомянутой выше Форме 1 авторам предстоит выполнить реструктуризацию рабочей программы дисциплины, для которой они собираются создавать МООК: основной «единицей» учебного процесса становится неделя (а не тема, как при очном обучении). Весь учебный материал подлежит разбивке на недельные «блоки», для каждого из них должны быть указаны названия тем и выполнена «расчасовка» по всем видам учебных занятий для достижения планируемых результатов обучения. Важно, чтобы нагрузка была равномерной: рекомендуемый объём – не более 9 часов в неделю при 16-недельном обучении. Наличие тщательно продуманного понедельного плана существенно упрощает дальнейший процесс проектирования МООК.

Как выдерживается принятый график работ?

В задаче заполнения Форм 1 и 2 конкурсной заявки на создание МООК по состоянию на 18 апреля 2019 года первые две контрольные точки успешно прошли следующие авторы и авторские коллективы:

  • - профессор кафедры Материаловедения, сварки и производственной безопасности ИАНТЭ Татьяна Александровна Ильинкова (курс «Материаловедение. Технология  конструкционных материалов»);
  • - группа преподавателей кафедры Экономики и управления на предприятии ИУЭиСТ во главе с заведующим кафедрой Газизом Фуатовичем Мингалеевым (курс «Экономика предприятия и цифровое производство»);
  • - группа преподавателей кафедры Прикладной математики и информатики ИКТЗИ, руководимая профессором Светланой Владимировной Новиковой (курс «Компьютерное моделирование»);
  • - авторский коллектив кафедры Производства летательных аппаратов ИАНТЭ, возглавляемый заведуюшим кафедрой Валентином Илдаровичем Халиулиным (курс «Технология интегральных конструкций из композитов»);
  • - доцент кафедры Философии ИЭУиСТ Алия Хазиахметовна Гимазетдинова (курс «Философия»);
  • - старший преподаватель кафедры Промышленной и экологической безопасности ИАЭП Александр Викторович Кузьмин (курс «Пожаровзрывозащита, часть 1»).

Что касается составления сценария пробного видео, здесь у преподавателей  возникли определённые трудности, связанные с недопонимаем места и роли учебного видео в МООКах. Специалистами Отдела ЭТвО в настоящее время готовятся методические рекомендации по проектированию МООК и разработке сценариев видеолекций.

МООК – это видеозапись аудиторной лекции?

Действительно, так думают многие преподаватели. Но это мнение ошибочно. Самое трудное для понимания – это тот факт, что 1 час аудиторной лекции должен быть представлен в МООКе видеороликом продолжительностью 5 – 10 минут. Дело в том, что учебное видео в МООКах выполняет принципиально иную функцию, нежели просто «оцифровка» устной речи преподавателя.

Во-первых, учебное видео ни в коей мере не заменяет собой лекционный материал! МООК в обязательном порядке должен содержать полный текст и презентацию каждой лекции:

– презентация – это своего рода визуальный путеводитель по учебному материалу. Её назначение – помочь обучаемому охватить содержание темы в целом, понять структуру учебного материала, выделить основные «опорные точки»;

– учебный видеоролик – это концентрированное изложение проблематики, рассматриваемой в рамках изучаемой темы, основных принципов и подходов к её исследованию. Кроме того, назначение учебного видео состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемого в освоении материала, выработать у него понимание важности исследуемой проблемы, а также понимание того, зачем это нужно ему лично.

В помощь авторам МООК специалистами ОЭТвО подготовлена подборка соответствующих методических материалов. Надеемся, что авторам будет полезна коллекция хороших видеолекций, предлагаемых в МООКах ведущих российских вузов, а также видеоинструкция «Как записывать видеолекцию?» от Вятского государственного университета (ВятГУ, г. Киров) [5] – всё это можно найти в электронном курсе [4].

Для более подробного изучения разнообразных аспектов создания МООК, в том числе – записи учебного видео, советуем авторам записаться на онлайн-курс [6] и другие (бесплатные до конца 2019 года) онлайн-курсы повышения квалификации от МГУ [7] (в [8] мы поделились собственным опытом обучения на одном из них, а в [9] проанализировали итоги посвящённого тематического вебинара «Проект МГУ в области онлайн-обучения «Университет без границ»»).

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания  МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

3. Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.12.2019.

4. «Организационная площадка для создания МООК» // Электронный курс ОЭТвО.

5. Как записывать видеолекцию? // Видеоинструкция ВятГУ.

6. Основы видеопроизводства для массовых открытых онлайн курсов (МООК) // Онлайн-курс МГУ.

7. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

8. «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.03.2019.

9. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Хоккеисты КАИ – чемпионы республиканской лиги

28.03.2024

Сборная КНИТУ-КАИ стала победителем Студенческой хоккейной лиги Республики Татарстан

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителями Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»