Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Среди студентов и сейчас есть личности масштаба Симонова и Королёва»

25.01.2019

Интервью с новым проректором по образовательной деятельности Алексеем Лопатиным, чья жизнь связана с КАИ со школьной скамьи.

В новый 2019 год КНИТУ-КАИ вошел с новым проректором по образовательной деятельности Алексеем Александровичем Лопатиным. Более трех с половиной лет Алексей Александрович возглавлял Институт авиации, наземного транспорта и энергетики. В интервью он поделился своим видением образования в университете.

- Вы вступили в должность проректора. Каким вы видите образование в КНИТУ-КАИ сейчас?

- Хочу отметить, что во все времена образование в нашем университете отличалось сплавом фундаментальности и практикоориентированности. Каисты всегда умели быстро обрабатывать и анализировать информацию. Не зря существует известная фраза «выпускники КАИ работают во всех областях современных знаний». Человек сколько живет, столько и учится: школа, университет, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, чтение. Невозможно сейчас обрести знания на всю жизнь, всегда нужно совершенствоваться. И КНИТУ-КАИ в этом смысле дает своим студентам умение быстро переориентироваться.

В университете есть возможность дискуссии между преподавателем и студентом. Я всегда прошу студентов высказать своё мнение. Крайне важно, чтобы человек ощущал внутреннюю свободу и не боялся спросить.

- Вы прошли карьерный путь от студента до проректора. Раскройте нам ваши профессиональные планы. Что хотели бы изменить, что добавить в существующую систему?

- Важнейший элемент в любом вузе – традиции. Убежден, что университет можно только создать, его нельзя купить как завод, например. Сильная научная база позволяет КНИТУ-КАИ уверенно смотреть в будущее. Но мне бы хотелось внести современную нотку в образовательный процесс. В силу своего возраста я открыт к новым технологиям в целом. И к сильной стороне университета, которую я упоминал ранее, хотел бы добавить современные направления подготовки и образовательные технологии. Сюда относится и электронное образование. Сейчас оно усиленно набирает обороты и важно не упустить этот момент.

С другой стороны, нельзя потерять контакт между преподавателем и студентом. Отличительной чертой советской и российской системы является то, что преподаватель доступен для студентов на расстоянии вытянутой руки. В англо-саксонской же системе принято, что профессор находится на постаменте и в недосягаемости от студентов. Наша система более демократична. Но не нужно отказываться от западных идей, при этом не стоит их и слепо копировать. Нужно умело отобрать необходимые элементы и адаптировать под нашу культуру.

Кроме того, я хочу больше уделить внимание проектноориентированному образованию. Сейчас важна мотивация студента. В момент, когда любая информация доступна для учащегося, преподаватель начинает соревноваться с гаджетами. Умение интересно донести информацию ложится на плечи преподавателей. И пока эту битву с технологиями университеты всего мира проигрывают. Сейчас каждый день преподаватель должен верифицировать свои знания с самыми актуальными открытиями. Без этого он быстро станет непопулярным у студентов.

Ребята рано узнают технику и быстро осваивают ее. Поэтому обучение, которое носит сугубо теоретический характер, быстро становится неувлекательным. А как можно заинтересовать? Задействовав все умения! То есть, если это выпускная работа, то работа включает не просто конструирование, но и создание определенных устройств. Уверен, что КНИТУ-КАИ станет «питательной экосистемой», в которой прорастут личности не хуже отцов-основателей университета.

Нужно понять, что нет плохих студентов, просто многие воспринимают информацию по-другому. Да, они меньше читают книги, но не перестали читать в принципе, а, значит, читают что-то другое. Например, социальные сети. Следовательно, и мы должны там появляться в форме образовательного контента. И для студентов университет перестанет местом, где они просто должны получить диплом. А превратится в радость, потому что здесь их ждут любимые педагоги, есть проектные зоны.

- Большое внимание проектной деятельности уделяется в Инженерном лицее-интернате КНИТУ-КАИ

- Да. Самое главное, чтобы теперь университет не отставал от лицея.

Мы создаем новый формат университета с непрерывной подготовкой, уже имея все необходимые этапы образования: школьная подготовка, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура. Даже есть детский сад на базе лицея – инженерного центра. Благодаря такому подходу у студентов появляется возможность выбора и корректировки своей образовательной траектории. Мы хотим, чтобы вуз стал удобным для студента. Например, он закончил бакалавриат, ушел поработать в промышленность, вернулся в магистратуру. Он должен понимать, что, когда он созреет, alma-mater на каждом этапе сможет ему предложить конкурентные треки.

- Среди старшего поколения выпускников бытует мнение, что КНИТУ-КАИ пора возвращаться к истокам – к авиации. Что вы думаете по этому поводу?

- Я считаю, что это невозможно и не нужно, потому что мы не можем вернуть Советский Союз. В то время была плановая экономика и распределение выпускников. Сейчас все изменилось, и будущее выпускника зависит от уровня вуза и уровня собственной подготовки. Вузы конкурируют друг с другом за абитуриентов, а выпускники – за лучшие рабочие места. Я думаю, что бакалавриат даёт хорошую базу, а уже магистратура отшлифовывает по конкретной тематике. Я за то, чтобы КАИ оставался техническим университетом. Уверен, что мы и в дальнейшем будем пересматривать программы, что-то закрывать, но еще больше открывать. Мы должны всегда быть актуальными.

- Образование уходит в Интернет. Университеты вводят онлайн-курсы, системы дистанционного обучения. Ваше мнение об этой тенденции, и как с этим обстоят дела в КНИТУ-КАИ?

- На сегодняшний день в КНИТУ-КАИ есть платформа BlackBoard, поддерживающая систему образования. Но если говорить о борьбе за умы, то мы должны понимать, что этого мало. На мой взгляд, смысл онлайн-курсов заключается в захвате аудитории. Это так называемый «университет для миллиардов». Тот, кто создает эти курсы, имеет возможность продвигать себя в умы людей. А когда человек дозреет до формального образования, он захочет получить диплом в том университете, который подготовил понравившийся ему курс. Эта борьба крайне важна. Электронное образование должно стать частью всей системы и, конечно, с обязательным контролем.

Нужно заинтересовать прежде всего преподавателей, иначе движения никакого не будет. А для этого необходимо объяснить, что электронная система не придет на смену преподавателю полностью. Возможно, так произойдет через некоторое время, но пока высшее образование к этому не готово. Но я все же считаю, что в конкурентной инженерии контактное образование останется.

- Вы пополнили когорту молодых проректоров. Как думаете, это тенденция современного образования? Или скорее исключение из правил?

- Конечно, я благодарен за доверие, оказанное ректором Альбертом Харисовичем. Я думаю, что происходит плановая смена поколений. Может быть, на месте молодых проректоров должны были быть более опытные люди, но, к сожалению, этап 1990-х годов выбил этих людей. Сейчас в университете очень мало людей в возрасте от 40 до 55 лет. И это характерно для всей страны.

- Ваша работа напрямую связана со студентами. А вы помните своё студенчество? Каким оно было?

- Очень хорошо помню свои студенческие годы, это было непростое время. Думаю, мы были одними из первых, кто учился по системе бакалавриата и магистратуры. В 1996 году я сознательно пришел в КАИ на факультет двигателей летательных аппаратов. Кстати, я окончил 96-ю школу при университете, поэтому считаю особенно важным привязку школы и вуза. Студенческие годы были интересными, несмотря на то, что приходилось подрабатывать. Если сейчас студенты могут заработать интеллектуальным трудом, то тогда оплачивался физический. Образование тогда передавалось из уст в уста, о гаджетах могли только мечтать. Конечно, играли студенческие концерты, помню, стояли бильярдный и теннисный столы. Целая история была добраться до 6-го здания, где проходили занятия, в морозы, при которых замерзал троллейбус.

- Ваши пожелания студенчеству университета

- Я не так давно был студентом и хотел бы поздравить студентов как каист – каистов. Хочу пожелать вам торопиться быть счастливыми. Не бойтесь проявлять интерес и спрашивать. Пытливость ума и желание узнать делает человека свободным, счастливым и успешным.

Уверен, что сейчас среди студентов есть личности масштаба Губанова, Симонова, Королева. Просто они еще об этом не знают. Время быстротечно, и скоро они заявят о себе!


Автор:
Управление по связям с общественностью

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Сборная КНИТУ-КАИ по хоккею – одна из сильнейших в России

02.05.2024

Спортсмены КАИ стали серебряными призерами VIII Всероссийского финала Студенческой хоккейной лиги

Соглашения о сотрудничестве подписаны с профильными вузами Китая

02.05.2024

В планах – обменные программы, совместные исследования и летние школы

От «Летающей парты» до ночного бомбардировщика

02.05.2024

За годы войны в Казани произвели почти одиннадцать тысяч боевых самолетов По-2 в различных модификациях

Студент КНИТУ-КАИ стал лучшим спикером ПФО в «Парламентских дебатах»

02.05.2024

Роман Сухов лидирует в одном из конкурсов интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа среди студентов «IQ ПФО»

День Победы: Берлинская наступательная операция и разгром врага

02.05.2024

Историческая миссия, к которой причастны наши близкие

КАИсты побывали на образовательной экскурсии в Саровском НЦФМ

27.04.2024

Мероприятие инициировал индустриальный партнер ПИШ «Комплексная Авиационная Инженерия» - РФЯЦ-ВНИИЭФ

Образовательные подразделения КАИ активно занимаются профориентацией

27.04.2024

В Чистопольском филиале «Восток» университета состоялся День науки, а представители ФМФ провели лекции для школьников

КНИТУ-КАИ и Судостроительная Корпорация «Ак Барс» укрепляют связи

27.04.2024

В Зеленодольске с представителями вуза встретился генеральный директор корпорации

Ученый КНИТУ-КАИ сделал анализ защиты БпЛА в нештатных условиях

27.04.2024

Профессор кафедры компьютерных систем Вадим Райхлин представил доклад на Республиканском научном семинаре «Методы моделирования»