Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

К 130-летию со дня рождения А. Н. Туполева

08.11.2018

Выдающийся авиаконструктор, имя которого с гордостью носит КНИТУ-КАИ, вошел в историю не только отечественной, но и мировой авиации.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. После окончания Тверской гимназии в 1908 году он поступил учиться в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).

Механику в училище преподавал выдающийся ученый, профессор Николай Егорович Жуковский. Под его руководством здесь работал воздухоплавательный кружок, в который вступил и студент Андрей Туполев. Позднее Андрей Николаевич говорил: «Николай Егорович заразил меня одной из самых сильных страстей – страстью к науке». В кружке Андрей получил первый опыт конструирования летательных аппаратов, вначале – балансирного планера, а затем – самолета.

Когда в 1910 году такой планер был построен, именно Андрею Туполеву посчастливилось совершить на нем полет через реку Яузу, вблизи Лефортовского парка. Полет длился всего несколько секунд, но произвел на него неизгладимое впечатление и навсегда решил судьбу будущего авиаконструктора.

 

Первый полет на планере

 

Для проведения экспериментальных работ студентами ИМТУ по проекту Н. Е. Жуковского была построена одна из первых в стране аэродинамическая труба. Практическое руководство по созданию трубы осуществлялось Андреем Туполевым.

В июне 1918 года Туполев защитил в Государственной испытательной комиссии ИМТУ дипломный проект на тему «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах» и получил звание инженера – механика. Н. Е. Жуковский высоко оценил работу А. Н. Туполева и рекомендовал его для подготовки к преподавательской деятельности. Андрей Николаевич сразу включился в учебный процесс и начал читать в ИМТУ основные курсы по воздухоплаванию. В дальнейшем, полностью перейдя на практическую работу по руководству проектированием и производством летательных аппаратов и морской техники, А. Н. Туполев всегда уделял внимание подготовке молодых специалистов. Так, под его руководством 6 декабря 1929 года в ИМТУ выполнил и защитил свой дипломный проект С. П. Королев.

По предложению инициативной группы, возглавляемой профессором Н. Е. Жуковским, Научно-технический отдел Всероссийского совета народного хозяйства, возглавляемый Н. П. Горбуновым, 1 декабря 1918 года принял решение о создании российского авиационного центра – Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

К январю 1919 года сложился авиационный отдел ЦАГИ-АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство). А. Н. Туполев был назначен товарищем (заместителем) председателя Коллегии ЦАГИ (председателем сначала был Н. Е. Жуковский, а после его смерти – С. А. Чаплыгин) и одновременно выполнял обязанности руководителя авиационного отдела, так начался новый этап в жизни А. Н. Туполева – проектирование и строительство авиационной техники.

Правда, до первых самолетов пришлось по заданию государственного комитета обороны освоить строительство сначала аэросаней (для транспортировки тачанок), потом – глиссеров (для прохождения по рекам, по берегам которых велись бои). Зато за это время вокруг А. Н. Туполева образовался коллектив конструкторов, инженеров и квалифицированных рабочих, а также накопился опыт использования при строительстве заказных проектов деревянных и металлических конструкций.

В 1922 году, наконец, началась работа над созданием первого самолета АНТ-1. До войны самолеты, спроектированные и построенные в ОКБ А. Н. Туполева назывались АНТ («Андрей Николаевич Туполев»). С первого военного самолета, спроектированного и построенного в особом техническом бюро при НКВД СССР, все последующие его машины носят марку «Ту». Самолет был смешанной деревянно-металлической конструкции. Дело в том, что Андрею Николаевичу, убежденному в том, что будущее авиации – за легким металлом, пришлось вести длительную дискуссию с оппонентами, считавшими, что в России, имеющей богатейшие леса, главным материалом самолетостроения останется дерево. Пятилетняя дискуссия закончилась победой А. Н. Туполева, и следующий самолет – АНТ-2 был первым в России цельнометаллическим летательным аппаратом. Необходимый металл – кольчугалюминий был изготовлен в г. Кольчугино Владимирской области, а Андрей Туполев по праву стал основателем цельнометаллического самолета.

 

Первый отечественный цельнометаллический самолет АНТ-2

 

В 1930-х годах А. Н. Туполев стал признанным в мире авиаконструктором, а разработанные в его ОКБ бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6 и АНТ-40 (СБ) составляли основу вооружения Красной Армии. Широко известны в стране и за ее пределами были и гражданские самолеты, а также самый тяжелый в мире агитсамолет «Максим Горький» – последний самолет с гофрированной обшивкой.

В 1936 году Андрей Николаевич был назначен главным инженером и первым заместителем начальника Глававиапрома.

В этот период он много ездит по стране, интересуется ходом строительства новых авиационных заводов и реконструкций имеющихся. Побывав в Казани, он высоко оценил как очень перспективный проект, по которому возводился здешний завод.

Впоследствии Андрей Николаевич неоднократно приезжал на Казанский авиационный завод.

После гибели В. М. Петлякова (6 января 1942 года) А. Н. Туполев курировал самолет Пе-2, строившийся на Казанском авиационном заводе. Андрей Николаевич дважды приезжал в Казань и был в аэродинамической лаборатории КАИ, в 1941-1943 гг. – единственной, действующей на территории страны. Здесь проводились испытания модели очередной модификации Пе-2. В апреле 1944 года он лично руководил испытаниями по исследованию спектров обтекания потоком воздуха крыльев и оперения самолета.

По результатам личных наблюдений А. Н. Туполевым были выработаны и внедрены в серийную машину рекомендации по совершенствованию обводов самолета, в частности, крыла.

В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу поручили строить самолет Ту-4, Андрей Николаевич приехал в Казань и лично руководил завершающим этапом строительства первых самолетов этой марки. Это было вызвано тем, что Ту-4 строился в экстремальных условиях: нужно было в кратчайшие сроки спроектировать и построить тяжелый стратегический бомбардировщик для доставки атомной бомбы.

 

Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский самолет. Фото Lars Söderström

 

22 октября 1972 года отмечалось 50-летие ОКБ А. Н. Туполева. Андрей Николаевич подводил итоги своей полувековой деятельности в области авиастроения.

За это время в ОКБ под непосредственным руководством и при личном участии А. Н. Туполева было разработано 150 проектов, построено в металле более 100 типов самолетов и свыше 70 типов их модификаций строились серийно.

На самолетах А. Н. Туполева установлено 78 мировых рекордов и совершенно 28 уникальных перелетов.

 

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

 

Родина высоко оценила его заслуги перед авиацией. Андрей Николаевич – трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и шести Государственных премий, генерал-полковник инженерных войск, действительный член АН СССР. Награжден пятнадцатью орденами в том числе восемью орденами Ленина, и восемью медалями Советского Союза. Он был избран почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.)

23 декабря 1972 года Андрея Николаевича не стало…

17 мая 1973 года, за большие заслуги в подготовке инженерных кадров для авиационной промышленности и научно-исследовательской работе по проблемам этой отрасли, решением Совета Министров СССР Казанскому авиационному институту было присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева.

Как известно, всего две организации были удостоены этой высокой чести: ОКБ, которое Андрей Николаевич создал и которым руководил на протяжении 50-и лет, и КАИ.

Андрей Николаевич умел и любил работать в команде, направляя многочисленный коллектив сотрудников ОКБ на достижение поставленной цели.

 

 

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Фото Минобороны РФ

 

Его высказывание «Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей» со временем становится все более и более актуальным. Он прожил долгую (84 года) и нелегкую жизнь. Начал создавать первые свои самолеты на заре советской власти, получив от нее поддержку на начальном этапе своей конструкторской деятельности. Затем по «полной программе» (с 1937 по 1941 гг.) прошел через сталинский Гулаг, где были и годы тюремного заключения без права переписки и свиданий, и работа в ОКБ НКВД («шарашке») над военным бомбардировщиком Ту-2, и производство его в Омске под открытым небом, где в первое время не было ни завода, ни аэродрома.

Затем была реабилитация, работа над новыми самолетами, сначала с поршневыми, а затем – с реактивными двигателями.

Как и многие другие его сверстники – известные на весь мир конструкторы авиационной и космической техники, он не держал обиды на страну, а делал все, что было в его силах, для создания лучших в мире военных и гражданских самолетов.

Его слова: «Нужно помнить свою историю и людей, с любовью ее делавших», им выстраданы, их трудно переоценить.

Они сегодня, на наш взгляд, должны быть на вооружении у всех у нас: у каждого руководителя, у каждого педагога, занимающегося воспитанием подрастающего поколения.

 

Бюст А. Н. Туполева у 3-го учебного здания КНИТУ-КАИ (ул. Толстого, 15)

 

Зав. музеем КАИ в 1982-2016 гг. В. И. Коняхина

Автор:
КНИТУ-КАИ
Источник:

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true *#

Технологии электронного обучения: новостной дайджест Отдела ЭТвО

16.11.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

*#

Дэвид Хоуи: «По модели Инженерного лицея должны учить всех школьников»

15.11.2018

Исполнительный директор WorldSkills International 15 ноября посетил Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ.

*#

КНИТУ-КАИ посетила делегация компании Huawei

15.11.2018

Представители компании ознакомились с исследованиями и разработками университета.

*#

Презентация Стипендиальной программы Фонда В. Потанина

15.11.2018

Стипендиат Фонда прошлого года Сергей Никифоров (ФМФ) рассказал об основных проблемах и ошибках, которые допускают соискатели.

*#

Спортивный клуб «КАИ-Зилант» стал вторым в России!

14.11.2018

«Серебро» завоевано по итогам Всероссийского конкурса АССК среди 304 студенческих спортклубов России.

*#

«Самое главное – получить удовольствие от игры»

14.11.2018

В преддверии масштабного турнира по интеллектуальным играм в КАИ – интервью с ветераном университетского брейн-клуба.

*#

Победа на Всероссийской научной конференции-конкурсе им. Л.Н. Толстого

13.11.2018

Престижную награду университету принесли первокурсники Колледжа информационных технологий (Отделение СПО ИКТЗИ).

*#

Аэропорту «Казань» – имя Туполева!

13.11.2018

Финальное голосование общенационального конкурса «Великие имена России» проходит с 12 по 30 ноября 2018 года.

*#

От студента до директора спортивного клуба

12.11.2018

Интервью с выпускником КНИТУ-КАИ, новым директором спортклуба «КАИ-Зилант» Алексеем Зайнеевым.